ГАЛЕРЕЙНЫЙ ПРОЕКТ

ЕЛИЗАВЕТЫ ВАСЕНИНОЙ-ПРОХОРОВОЙ


"ЗДЕСЬ ИЛИ НИГДЕ"

500-летию "Мастерских гравюр" Альбрехта Дюрера посвящается

   

Книга "Здесь или нигде" петербургского архитектора и художника Елизаветы Васениной-Прохоровой посвящена исследованию "Мастерских гравюр" немецкого художника, графика и ученого XVI века Альбрехта Дюрера. Она поэтапно раскрывает, что было сокрыто  Дюрером под изображениями в гравюрах: "MELENCOLIA' I", "Рыцарь, Смерть и Дьявол" и "Святой Иероним в келье". Почему многие века "Автопортрет в шубе" Мастера Альбрехта вызывал споры своей необычной композицией? Какие внешние события и внутренние обстоятельства жизни художника способствовали появлению этих произведений? Что стояло за этим, и почему в течении пяти столетий, которые прошли со времени создания этих гравюр, никто не смог увидеть их тайного содержания.

СМОТРЕТЬ ВИДЕОФИЛЬМ

"ТАЙНЫ МНОГОГРАННИКА АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА

НА КАНАЛЕ You Tube

https://youtu.be/h2-limqnSGg

 

 
 

http://shop.heliconplus.ru/item.php?id=756  

купить книгу в издательстве "Геликон Плюс"

 
 

Альбрехт Дюрер. 1514 г.

"MELENCOLIA 'I" - Построение 1

 
 

"MELENCOLIA 'I" - Калька 1

 
 

Альбрехт Дюрер. 1513 г.

"Рыцарь, Смерть и Дьявол" - Построение 8

 
 

"Рыцарь, Смерть и Дьявол" - Калька 8

 

 
 

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧТО, ГДЕ И КАК?

 
 

Я иногда задумываюсь о том, что скоро исполнится пятьсот лет, как Альбрехт Дюрер создал свою самую загадочную гравюру, и наверно не только свою. Но за эти прошедшие пять столетий никто так и не увидел, что она скрывает.

Этой гравюре посвящены десятки исследований. В ней ищут следы астрологии, алхимии, масонства, привязывая свои мысли к "беспорядочно разбросанным предметам и Ангелу, чей взор устремлен вдаль". Но все эти гипотезы в большей или меньшей степени соответствия разбиваются на две группы.

Первая гипотеза - "Четыре темперамента" - в основе "MELENCOLIA' I" лежит сложившееся еще в Античности и унаследованное средневековой культурой представление о четырех темпераментах , или фундаментальных типах душевного склада человеческой личности. Каждый из них связан с тем, какая жидкость преобладает в организме человека. Меланхолия - царство черной желчи. С ней обычно ассоциировались приверженность к уединению, склонность к унынию и грусти, частые перепады настроения, но также и способность к углубленному созерцанию и интенсивной творческой деятельности, протекающей вдали от людской суеты. "Открытие" творческих способностей меланхоликов было заслугой итальянских гуманистов XV века, опиравшихся на суждения Платона и Аристотеля. Именно эту ипостась меланхолического темперамента показывает Дюрер в своей гравюре, главная тема которой - изображение Гения науки и созерцания, представленного в виде погруженной в размышления крылатой женщины. Меланхолики находятся под влиянием планеты Сатурн. Выделялись три типа меланхоликов. Первый - люди с богатым воображением: художники, поэты, ремесленники. Второй - это люди, у которых рассудок преобладает над чувствами: ученые, государственные деятели. Третий - люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы.

Вторая гипотеза - "Геометрия" - наряду с сельскохозяйственным трудом Сатурн считался и покровителем Геометрии ("гео" - земля, "метрон" - мерить), науки выросшей из земельных работ. Предполагается, что в "MELENCOLIA' I" Альбрехт Дюрер изобразил аллегорию Геометрии. Можно сопоставить гравюру с иллюстрацией из энциклопедического словаря Грегора Рейша, изданную в 1504 году, - ее считают прототипом дюреровской гравюры.

Но как архитектор и художник-график я видела, что предметы в работе расположены в строгом порядке, часто в противовес композиции: это колокол и магический квадрат, стена, делящая пространство листа ровно на две части, линейка и гвозди, лежащие параллельно друг другу, взгляд Ангела, упирающийся в букву "С" в надписи, странное наложение одних предметов на другие... И не могла не обратить внимание на то, что мое личное восприятие не согласуется с общепринятыми описаниями.

И я решила описать "Меланхолию" так, как вижу ее я.

Основное пространство листа занимает сидящая крылатая фигура. На ее голове венок из цветов и листьев. На поясе крылатой фигуры висят ключи и кошель. Перед ней на переднем плане в следующей последовательности лежат: меха, четыре гвоздя, линейка, ножовка, рубанок, наугольник, шар. За шаром видна лампа. Сбоку и немного сзади фигуры лежит собака, свернувшаяся калачиком. За собакой снизу вверх располагается молоток, фигура многогранника, пинцет и плавильный тигель. Между шаром и собакой лампа. Крылатая фигура держит в правой руке раскрытый циркуль, а на ее коленях лежит закрытая книга. Под подолом платья видны щипцы. За спиной фигуры возвышается часть сооружения. На фронтальной стороне в виде рельефа изображен магический квадрат. Над ним, по его центру, висит прикрепленный к карнизу колокол. Сбоку - на гвозде, вбитом в стену, - песочные часы. К боковой части сооружения прислонен мельничный жернов, покрытый ковром, на котором сидит Путти, держащий на коленях табличку, а в руках стило. Над ним, на гвозде, вбитом в стену, висят весы. К задней стене сооружения приставлена лестница. На заднем плане композиции - пейзаж с морем, на берегу которого расположен город. Над морем изображена радуга и светящееся небесное тело. У левого края композиции под радугой парит фантастическое существо, держащее в передних лапах надпись "MELENCOLIA' I". Анаграмма Дюрера расположена на приступке ступени, на которой сидит крылатая фигура, справа.

Записав свое личное восприятие гравюры в рабочую тетрадь, я заметила, что все предметы цепляются друг за друга. Что они объединены какой-то общей, но мне пока невидимой идеей. И 4 ноября 2011 года, вдохновленная своими построениями в "Автопортрете. 1500", я решила проверить соображения, которые возникли у меня по отношению к "MELENCOLIA' I". 

Я начала с того, что зафиксировала точку взгляда Ангела на букве "С" и точку схода перспективы башни и весов. Оказалось , что они лежат на одной линии, которая проходит через центр шара. Потом, продлив линию диагонали магического квадрата, я увидела, что она проходит через шар, пересекая его окружность в двух точках, образуя грань вписанного в шар квадрата, нижней вершиной стоящего в точке пересечения круга и наугольника...

И после этих первых построений передо мной слой за слоем стали проявляться скрытые от посторонних глаз линии. Линия, проходящая через центр шара, пересекает магический квадрат в клетках 14-12 ровно по диагонали и проходит через левый зрачок Ангела. Эта линия также является диагональю второго вписанного в круг квадрата, левый угол которого зафиксирован точкой пересечения окружности и светильника, но стоящего на грани.

Горизонтальная линия, проходящая через центр шара, совпадает с линией основания ступени, на которой сидит Ангел. Если провести параллельную ей линию, начинающуюся от точки пересечения шара и наугольника, то она пройдет по горизонтально лежащему гвоздю и упрется в его шляпку, а далее в оконечность мехов. Линия, идущая через центр колокола, пройдет ровно по центральной линии магического квадрата и пересечет линию, идущую по нижней точке шара около края складки платья Ангела. В эту же точку придет и линия, если продлить одну из граней многогранника.

Также параллельно линии, идущей через центр шара и по нижнему краю ступени, проходит линия, фиксируемая точкой пересечения светильника и шара и далее идущая по верхнему краю ступени. Потом, продлив две вертикальные грани магического квадрата вниз, я получила при их пересечении с линиями образующие квадраты, вписанные в шар, аналогичные квадраты, фиксируемые складками платья Ангела.

Окрыленная этими результатами, я провела подобные линии в сторону мыши, и... нашла объяснение, почему мышь сидела на таком, совсем не подобающем ей, с точки зрения композиции, месте. На этом месте также вычертились квадраты, фиксируемые буквами.

На все эти построения у меня ушел месяц и не один экземпляр репродукции "MELENCOLIA' I". Но первые результаты моих изысканий, которые превзошли уже все мои ожидания, повергли меня в шок. Во первых - потому что я не знала, как это объяснить, а во вторых - я чувствовала, что это только вершина айсберга, так как после того, как я решила проверить, почему буквы в надписи имеют все разный наклон и межбуквенный интервал, я обнаружила еще один слой построений (фрагмент 3). Линии, проходящие через основные стойки шести букв из десяти в надписи, проходят через вершины многогранника, а линия, проходящая по цифре "I", далее идет через центр головки циркуля. А попробовав по аналогии продлить лини граней многогранника, выяснила, что четыре из них упираются в вершины простроенных мною квадратов.

И в эти дни в одной из статей мне на глаза попадаются строки: "Тайна может быть разгадана, а может навсегда и остаться загадкой. Ведь самое главное в этом процессе - стремление разгадать, так как за этим стоит процесс познания. Разгадка всегда связана с поиском ключей к тайне. Недаром ключ является эмблемой молчания".

И тогда я приняла решение идти дальше, даже если в конце пути меня будет ждать поражение......    

 

 
 

"MELENCOLIA I" - Построение 3

 

 
 

Построение 4

 

 
 

Построение 4 - Калька 4

 

 
 

Построение 4 - Фото 4

 

 
 

Построение 5

 

 
 

Построение 5 - Калька 5

 

 
 

Построение 5 - Фото 5

 

 
 

Построение 6

 

 
 

Построение 6 - Калька 6

 

 
 

Построение 6 - Фото 6

 

 
 

Альбрехт Дюрер. 1514 г.

"Святой Иероним в келье" - Построения.

 

 
 

"Рыцарь, Смерть и Дьявол" - Построение 9

 

 
 

Построение 9 - Калька 9

 

 
 

Построение 10

 

 
 

Построение 10 - Калька 10

 

 
 

Построение 12

 

 
 

Построение 12 - Калька 12

 

 
 

Построение 13

 

 
 

Построение 13 - Калька 13

 

 
 

КНИЖНО-СЕТЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

"ГЕЛИКОН ПЛЮС"

http://shop.heliconplus.ru/item.php?id=756

Санкт-Петербург, В.О., 1-я линия, дом 28

тел./факс: +7(812)327-46-13, 328-20-40

 

 
 

на главную

 
[Компонент FrontPage Сохранение результатов]